Главная / Статьи / Статья первая. Зоны применения системного мышления на практике.

Статья первая. Зоны применения системного мышления на практике.

01.04.2014

    Когда компетенцию «системное мышление» я просила описать руководителей, чаще всего она выражалось в таком суждении: «Надо, чтобы руководители понимали, к каким последствиям приводят их решения, чтобы могли посмотреть на два шага вперед». Безусловно, так проявляет себя системное мышление, но это лишь один из его принципов – принцип контринтуитивности, другими словами, умение посмотреть «на два шага вперед».  Не буду подменять своей статьей прекрасно написанную книгу об этом принципе системного мышления - Шихан П. «Переворот в сознании – переворот в бизнесе».

    Самой большой неожиданностью на тренингах по системному мышлению для руководителей становится противопоставление его аналитическому мышлению, к которому все привыкли и искренне считают его системным. В аналитическом мышлении мы в лучшем случае рассматриваем причинно-следственные связи, аналитика предполагает разделение целого на части и рассмотрение каждого отдельного элемента, то есть мы разрушаем систему для анализа ее отдельных элементов. Системное мышление отличает наличие двойной связи – элементы системы находятся во взаимной зависимости и часто меняются местами: то, что было причиной, становится следствием, и наоборот. Системное мышление – это всегда целостный взгляд на выбранный предмет.

    Интересными были зоны, где руководители увидели возможности использования системного мышления на практике. Прежде чем представить весь список, замечу, что здесь представлен некий срез десяти семинаров по системному мышлению, мнения высказали примерно около 200 человек, это нефтегазовая отрасль, мнения были результатом итогового задания на тренинге «Системное мышление руководителя». Безусловно, в разных группах были повторяющиеся мнения.

    Итак, где может быть использовано системное мышление и моделирование:

Общеуправленческая зона:
•    Планирование годовой Производственной Программы
•    Защита Производственной Программы.
•    Снижение затрат и издержек.
•    Выбор поставщиков услуг.
•    Внедрение новых технологий.
•    Разработка бизнес-процессов.
•    Стратегия развития и бизнес-планирование.
•    Модернизация существующего оборудования и технологий
•    Повышение культуры производства
•    Обеспечение материально-техническими ресурсами
•    Увеличение эффективности использования любых ресурсов
•    Увеличение производительности труда.
•    Планирование выработки чего-либо.
•    Планирование ППР и ремонт оборудования
•    Снижение аварийности.
•    Прием и хранение оборудования и материалов.
•    Все виды планирования.
•    Работа автотранспорта и автокрановой техники.
•    Планирование закупа оборудования и материалов при увеличении объемов производства.
•    Изменение режимов и графиков работы.
•    Охрана объектов.
•    Подготовка отчетов.
•    Работа со смежниками
•    Разработка инновационных проектов.
•    Предоставление услуг.
•    Модернизация существующего оборудования и технологий.
•    Реорганизация производства (или организационной структуры).
•    При принятии решений.
•    В кризисной ситуации.
•    Распределение транспорта по заказчикам.
•    Составление Заявочной кампании.

Работа с персоналом:
•    Взаимодействие с подчиненными
•    Планирование численности персонала.
•    Обучение и повышение квалификации персонала.
•    Подбор и подготовка персонала.
•    Стимулирование и мотивация персонала.
•    Управление конфликтами.
•    Руководство людьми.
•    Сокращение численности персонала.
•    Расстановка персонала при выполнении задач.
•    Составление графика отпусков
•    Разработка новой системы оплаты труда  
•    Подготовка кадрового резерва
•    Разработка системы премирования (Разработка Положения о премировании)
•    Обоснование штатного расписания
•    Обучение передовым методам производства

Специфические задачи:

Задачи личной эффективности:

И, наконец, ОБЩИЙ ВЫВОД УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ: