Главная / Статьи / Статья вторая. Поговорим о бенчмаркинге.

Статья вторая. Поговорим о бенчмаркинге.

02.05.2014

Бенчмаркинг принято относить к инструментам  маркетинга, мы же поместим его в контекст управленческого кругозора.  Зона особого внимания в бизнесе – это конкуренты. На спор могу доказать, что любому топ-менеджеру  на предприятии необходимо маркетинговое мышление. Цепочка рассуждений очень проста. Предприятие, а, стало быть, все его структурные подразделения находятся во внешней среде, которая сияет всеми цветами радуги: рынок труда и отраслевой рынок, проверяющие органы всех мастей, банки…

Вернемся к бенчмаркингу. Суть его проста и понятна – это сравнительный анализ. Сошлемся на определение, данное в «Живом словаре бизнес-тренера» И.Л.Викентьева Термин происходит от английского «benchmarking» и означает процедуру поиска, анализа и внедрения в практику работы фирмы технологий, стандартов и методов работы лучших (первоклассных) организаций-аналогов. Берем предмет для сравнения, предположим рабочее место «К», на котором у нас есть экономист по труду и заработной плате. Он написал заявление на увольнение по собственному желанию, а начальник отдела кадров передала, - устно он говорил, что нашел такую же работу, где платят больше. И даже назвал предприятие, где гораздо сочнее травка. Как правило, такая должность находится в отделе, включенном в структуру либо финансовой, либо кадровой службы. Стало быть, Вы либо финансовый директор, либо директор по персоналу. Как ни грустно осознавать, но мы столкнулись в данной ситуации с настоящим конкурентом на рынке труда.

Бенчмаркинг представляет собой не просто сравнительный анализ (в данном случае рабочего места), а предварительное структурирование выбранного предмета на максимально возможное число составляющих. Это первый шаг в бенчмаркинге. Второй шаг опускаем – выбор конкурента для сравнения, он нам известен благодаря нашему экономисту. Если рабочее место аттестовано, то трудности возникнут только на третьем шаге – сборе информации о соответствующем рабочем месте у конкурента. Выбираем «подсадную утку», тщательно инструктируем ее (или его), и засылаем на собеседование в отдел кадров конкурента. Далее, информацию заводим в базу данных, и начинаем размышлять об объеме работы, ее деталях, и, далее, о причинах разной оплаты труда. Возможно,  работа все-таки отличается, или мы отстаем по уровню оплаты труда от рынка, или наш сотрудник нелоялен по отношению к родному предприятию совсем по другим причинам?

И следующее обсуждение кадровых вопросов на самом высоком уровне в организации покажет широту вашего управленческого кругозора, а принимаемые решения станут более взвешенными.